Смысл истории, по Гегелю, заключается в том, чтобы для человеческого разума были постепенно созданы условия свободной деятельности. Именно деятельность человеческого разума есть то средство, через которое мировой дух познает сам себя.
Всемирная история для Гегеля вообще возможна, если образовалась государственность. Для народного духа нет возможности проявить себя, сделаться субъектом истории иначе, как через государство. Первые государства, согласно представлениям исторической науки начала XIX в., возникли именно на Востоке.
По замыслу Гегеля, предложенная им теория позволяла выявить сущность всей человеческой истории. В ней заново определялось соотношение Божественного и человеческого начал в мире, духа и материи, природы и человека.
Знаменитое начало гегелевской «Философии истории», в которой обосновывается необходимость философского подхода к истории звучит так: «...Единственною мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно» [11].
Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духе самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии).
Диалектика, по Гегелю, является характеристикой развития мира и познания этого мира, способом понимания всего происходящего в действительности. Для Гегеля процесс познания – это диалектически развивающийся процесс углубления знания, достижения истины и освобождения от заблуждений.
Конечной целью всемирной истории является свобода. Задача философии истории заключается в том, чтобы познать, как осуществляется прогресс в его ...
«Философия истории» исследует дух в форме конкретных народных духов, которые выступают в истории лишь как ступени сознания. Мировая история является ...
Такая история, которая задается целью дать обзор продолжительных периодов или ... которые всего лучше понимали суть дела и от которых затем все усваивали ...
К первой он относил тот тип философских рассуждений об истории, который исходит из признания факта существования истории как некоей данности и имеет целью ...
by КВ Патырбаева · 2012 · Cited by 4 — Оно теперь понимает, что история представляет собой результат совместной деятельности индивидов. Оно начинает осознавать себя как участника исторических событий ...
by НВ Мотрошилова · 2020 · Cited by 1 — История как наука, размышляет Гегель, вообще-то выдвигает требование говорить «о фактах безо всякой партийности, не преследуя особых, частных интересов и целей.
by ИВ Дёмин · 2016 · Cited by 22 — В христианской эсхатологии замысел Бога о человеке окончательно реализуется через разрыв с историей , а в историософии Гегеля цель мирового ...
современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, ...
Эту разницу можно определить как различие в исходных посылках дальнейших рассуждений. Первый подход сугубо телеологичен: смысл есть предельная цель ...